(20 сентября 2017) Хореограф народного ансамбля кавказского танца «Оцнеба» Иракли Чапандзе дал интервью Порталу Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана о кавказских танцах и том, то нужно уметь для занятия ими.
— Иракли Бачукиевич, расскажите о себе, откуда Вы родом?
— Я родился в 1987 году в прекрасном городе Тбилиси, столице Грузии. Учился в России, школу и университет с отличием закончил в Сочи и параллельно занимался танцами.
— Как давно Вы начали заниматься танцами?
— Танцами я начал заниматься с 11 лет. Итого, уже 19 лет я занимаюсь своим любимым делом. Началось все с того, что родители отвели меня в школу грузинского танца в городе Сочи на базе ансамбля «Иверия». Сначала задача была научиться танцевать для себя. Интерес развиваться дальше появился практически сразу и после окончания школы «Иверия» захотелось перейти на более высокий уровень.
У меня была мечта попасть в Грузинский национальный балет имени Илико Сухишвили, куда я и попал в итоге в 2008 году.
Справка. Национальный балет Грузии «Сухишвили» был основан в 1945 году. Это был первый профессиональный государственный ансамбль танца в Грузии. Сегодня ансамбль состоит из 500 танцоров и собственного оркестра. За всю свою историю коллектив побывал в более чем 250 турне, 11 раз объездил 5 континентов, 88 стран, провел 12 300 концертов, а зрителями представлений труппы стало более 7 миллионов человек.
— Почему именно танцы, а, например, не вокал?
— В семье у нас всегда пели. У моей мамы изумительный голос, но так уж сложилось, что у меня не было данных к вокалу. Да и желание танцевать у меня было с самого раннего детства, так что тут все закономерно.
— Как Вы попали в «Сухишвили»?
— По сравнению с уровнем ансамбля «Сухишвили», мой уровень навыка после школы был невысок, скажу откровенно. Чтобы попасть в этот ансамбль нужно много лет упорного труда.
В первый день на просмотре я должен был показать свои умения перед 70-ю профессиональными танцорами, которые должны тебя оценить. Кроме прочего, это такой психологический тест, где нужно перебороть себя, сказать «Ты сможешь!». Я показал несколько элементов грузинских танцев разных регионов Грузии. Жюри понравилось, а руководитель ансамбля Илико Сухишвили принял меня на работу. Первые три месяца пришлось очень много трудиться. Я репетировал, занимался танцами по 12 часов, с 11 утра до 11 ночи, бывало что и оставался на работе на ночь. Я понимал, что делаю это, в первую очередь, для себя: ведь нужно было выучить весь репертуар ансамбля.
В составе труппы «Сухишвили» я побывал в различных странах Латинской Америки, Европы, Азии. Раз в месяц – это стабильно.
— Кто был вашим зрителем во время гастролей? Это по большей части соотечественники или местные жители?
— Смотря где. Но соотечественников не так уж и много по сравнению с залами, которые собирал ансамбль. Если о местных жителях, то, например, на Украине, зрители были самые-самые. Они хорошо понимают и принимают грузинскую культуру, очень ее любят.
Опять же репертуар ансамбля «Сухишвили» — это не только грузинские танцы. В Болгарии мы представляли, в том числе, болгарский танец, на Украине – украинский и так далее. В нашем репертуаре были танцы всех народов мира, пожалуй.
— В Грузии исторически много разных регионов и танцы, насколько мне известно, в них отличаются. Так ли это и если так, то какие основные различия?
— Да, конечно, различия есть. Например, аджарский танец. Батуми находится на берегу моря и поэтому аджарский танец он плавный, мягкий, как волнение Черного моря. Горские танцы из Тушетии более мужественные, воинственные и в них есть много сложных элементов не только классических, но и элементов, рассчитанных на силу. Каждый регион Грузии имеет свои отличительные черты, что и отразилось на танцевальной культуре как во внутренней энергиии, так и внешне, в движениях.
— Кавказские танцы, когда их видишь на сцене, кажутся очень сложными. Так ли это и трудно ли им научиться?
— Я могу сказать, что научиться танцевать для себя довольно просто. Есть движения полегче и помягче для любителя, скажем. А если заниматься этим профессионально, то здесь, конечно, сложно. Необходимы регулярные многочасовые тренировки, как в спорте. Можно по утрам бегать, а можно стремиться в Олимпийскую сборную. Каждый сам решает, какого уровня он хочет достигнуть.
А вообще, я бы рекомендовал заниматься танцами. Простой пример: я был на Кипре, где вел мастер-класс, который посещало 60 человек всех возрастов. Приходили даже женщины, которым было 62-63 года. Они прекрасно себя чувствовали после репетиций и говорили, что после занятий испытывают прилив бодрости, энергии и желание заниматься еще и еще. Занятия танцами поднимают дух человека.
— Вы недавно начали преподавать танцы в Доме Дружбы народов Татарстана. Какой репертуар наметили для ансамбля «Оцнеба»?
— Все грузинские танцы, танцы других народов Кавказа. Будет много новых танцев, программа будет полностью обновлена. Ведь любые танцы, в том числе грузинские, не стоят на месте, поэтому нужно постоянное обновление.
Конечно, акцент будет сделан на грузинские танцы, но нет никаких проблем и с другими: чеченскими, абхазскими, осетинскими. Все это мы будем показывать.
— Какая подготовка нужна, чтобы начать учиться грузинским танцам?
— Никакой специальной подготовки не требуется. Главное – взять с собой желание и чешки. Остальное — дело техники и хореографов.
— Кто может прийти к Вам на занятия?
— Если дети хотят научиться выступать на сцене, то 6-9 лет – это отличный возраст для начала занятий. А для тех, кто хочет научиться танцам для себя и применять эти умения на свадьбах, на вечеринках, возраст не ограничен. Любой человек любого пола может прийти к нам на занятия.
По вопросам занятий в народном ансамбле кавказского танца «Оцнеба обращаться по телефону: 8-905-312-67-21 (художественный руководитель Теа Фридоновна Пертая).
Беседовал Рустам Ханнанов,
Информационный центр ДДнТ