(13 июня 2018) Наибольшим успехом для сборных СССР и России на мировых первенствах по футболу стали бронзовые медали в 1966 году. Тренировал тогда команду Николай Морозов, в составе играли футболисты из Москвы, Киева, Тбилиси, Баку, Ростова и по одному – из Ленинграда и Минска.
Кавказские футболисты выделялись в составе сборной виртуозной и техничной игрой. В том сезоне на поле в команде выходили семь воспитанников футбольных клубов с Кавказа.
Больше всех встреч за сборную страны в 1966 году из них провел нападающий бакинского «Нефтяника» (с 1968 года – «Нефтчи») Анатолий Банишевский – 13 игр, из них пять — непосредственно на чемпионате мира в Англии. Забил он в тот год четыре гола, два – на чемпионате, в первом и в последнем матчах.
Специалисты называют Анатолия Банишевского самым легендарным футболистом Азербайджана. В начале XXI века к 50-летию Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) страны, входящие в союз, назвали своего лучшего игрока. Азербайджанская футбольная федерация определилась быстро – Банишевский. Он был не только блестящим футболистом, но и патриотом своей республики. Ведущие советские клубы мечтали видеть Анатолия в своих рядах, предлагая переехать в Москву и Киев. Но Банишевский остался верен своему родному городу и клубу, даже в начале 1970-х годов, когда «Нефтчи» был вынужден пять сезонов провести в первой лиге.
Больше всех встреч за сборную страны в 1966 году из них провел нападающий бакинского «Нефтяника» (с 1968 года – «Нефтчи») Анатолий Банишевский – 13 игр, из них пять — непосредственно на чемпионате мира в Англии. Забил он в тот год четыре гола, два – на чемпионате, в первом и в последнем матчах.
Специалисты называют Анатолия Банишевского самым легендарным футболистом Азербайджана. В начале XXI века к 50-летию Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) страны, входящие в союз, назвали своего лучшего игрока. Азербайджанская футбольная федерация определилась быстро – Банишевский. Он был не только блестящим футболистом, но и патриотом своей республики. Ведущие советские клубы мечтали видеть Анатолия в своих рядах, предлагая переехать в Москву и Киев. Но Банишевский остался верен своему родному городу и клубу, даже в начале 1970-х годов, когда «Нефтчи» был вынужден пять сезонов провести в первой лиге.
В атаке Анатолий Банишевский
В учебники по мировой истории футбола бакинский нападающий вошел благодаря голу, забитому им с почти 40 метров на стадионе «Маракана» в ворота бразильцев – головой! Такого больше даже эта, одна из крупнейших арен мира, не видела. «Анатолий Банишевский был, конечно, украшением и сборной, и бакинского футбола. Чемпионат 1966 года был первым, который я освещал в качестве журналиста. Тогда в сборной играли два бакинца – Анатолий Банишевский и Эдуард Маркаров. Помню, мы все сокрушались: почему их не выпускают на поле вдвоем? То один играет, то – другой. А они были сильны в паре, поскольку прекрасно сыгрались в «Нефтянике». Успех 1966 года, когда сборная страны прорвалась в четверку лучших команд, повторить больше не получается. И у бакинского «Нефтяника» в том году оказалось самое большое достижение в чемпионатах страны – третье место», — рассказал журналист и писатель Валерий Винокуров.
Анатолий Банишевский и Муслим Магомаев — два великих бакинца
Эдуард Маркаров в «бронзовом сезоне» сыграл за сборную два матча, один – на чемпионате мира против чилийцев. Советская сборная победила 2:1. Авторитетный спортивный журналист Юрий Ваньят перед ЧМ-1966 пророчески писал в газете «Труд»: «Желательно в конце мая видеть у игроков сборной более рациональную постановку завершающего удара. Где же плоды многомесячных тренировок? И еще. Не стоит ли попробовать «бакинский вариант» в центре атаки: Банишевский — Маркаров. Уж очень яркую игру показывает нынешней весной наш «бакинский Пеле» Эдуард Маркаров».
Эдуард Маркаров справа
Остальные пятеро кавказцев в советской сборной представляли Грузию, если учитывать, что московский торпедовец Анзор Кавазашвили тоже был воспитанником этой республики. Из «грузинской команды» самым востребованным в том сезоне оказался нападающий Слава Метревели.
Слава Метревели и Лев Яшин
За сборную он сыграл 8 матчей, из них два – на мировом первенстве. Он стал участником матча за третье место с Португалией. Взаимодействовал на поле с Эдуардом Малофеевым и Виктором Серебряниковым. На тот чемпионат не разрешили взять невыездного после тюремного заключения Эдуарда Стрельцова, с которым как раз Метревели хорошо сыгрался еще в московском «Торпедо». Возможно, и матчи сборной в этом случае были бы в Англии результативнее. Метревели тогда ни разу не смог поразить ворота соперников.
Капитан сборной СССР Муртаз Хурцилава
Еще одним «звездным» представителем грузинского футбола стал защитник Муртаз Хурцилава – впоследствии капитан сборной СССР. На его счету шесть игр, три из которых он провел в Англии против сильных противников: Италии, Португалии и КНДР (северокорейская сборная победила в групповом турнире итальянскую 1:0, но в четвертьфинале уступила Португалии 3:5, забив португальцам гол на первой минуте, а потом ведя в счете 3:0; но кудесник мяча Эйсебио смог отквитать четыре мяча, и в конце встречи Аугушту увеличил разрыв в счете). Муртаз Хурцилава был один из немногих игроков «английской» сборной СССР, который играл и на следующем чемпионате, через четыре года в Мексике (кроме него в команду Гавриила Качалина вошли Лев Яшин, Анзор Кавазашвили, Виктор Серебряников).
Георгий Сичинава против Пеле
Грузинские футболисты, как и киевляне, в 1966 году были представлены во всех игровых линиях. В полузащите уверенно себя чувствовал Георгий Сичинава, в активе которого были две игры на чемпионате, но самые ответственные: стартовая с КНДР, и финальная с Португалией. Сыграл бы больше, не получив в первой встрече травму. Еще одну встречу Сичинава провел уже после чемпионата, со сборной Югославии (2:1). Он был изобретателен не только на поле, но и в жизни. Уже много лет спустя Сичинава рассказал о тайной «коммерческой операции» советских футболистов в Англии. На них вышли представители «Пумы», пообещав по 10 тысяч долларов каждому, кто выйдет на поле в их бутсах. С «пумовцами» ударили по рукам. А через неделю вдруг появились люди из «Адидаса» и назвали сумму в два раза большую. Выход из, казалось бы, сложной ситуации нашел Сичинава, предложивший на тренировке, куда пришли с проверкой представители обеих фирм-конкурентов, чтобы каждый советский футболист надел на ноги разные бутсы. И «Пума», и «Адидас» хохотали несколько минут, но деньги обратно не попросили.
Михаил Месхи — автор филигранных финтов
Спортивные журналисты в 1966 году сожалели, что на чемпионат не поехал Михаил Месхи, находившийся тогда в очень хорошей форме. На его долю в 1966 году пришлось два товарищеских матча перед чемпионатом – февральский с Чили (2:0) и апрельский со Швейцарией (2:2). Голов при этом тбилисский форвард не забил. До сих пор футбольные специалисты помнят знаменитый «финт Месхи». Как рассказывал тогдашний главный редактор еженедельника «Футбол – хоккей» Лев Филатов, проворная и самобытная игра Месхи порой вызывала хохот болельщиков – так он умел «издеваться» над соперником. Но многим тренерам эта оригинальность не нравилась, и они обвиняли его в циркачестве, что, возможно, и повлияло на решение тренерского штаба сборной в 1966 году.
Анзор Кавазашвили и Пеле
Ворота сборной СССР на английском первенстве защищали Лев Яшин и Анзор Кавазашвили – на ту пору самые надежные голкиперы в стране. Лев Иванович в четырех играх первенства пропустил пять мячей, Анзор Амберкович – в двух встречах один. Если в 1966 году основным вратарем был заявлен Яшин, то в 1970 году – уже Кавазашвили. В историю отечественного футбола он вошел как голкипер, отстоявший без пропущенных голов в 163 матчах. Дважды в СССР становился лучшим вратарем года.
Анзор Кавазашвили был комсоргом сборной СССР на английском чемпионате – по тем временам вторым по статусу футболистом после капитана. Наиболее серьезные решения тренерский штаб принимал с участием комсорга.
«В Англии мы жили почти безвыездно и в полной изоляции в нечто похожем на пансионат в городе Сандерленд – почти у границы с Шотландией. Не выходили даже за ворота этого заведения. Только финальный матч играли на «Уэмбли», тогда и переехали в Лондон. После двух наших побед над КНДР и Италией меня как комсорга пригласил тренерский штаб на встречу с северокорейской делегацией. К нам приехали глава этой делегации, партийные начальники. Они попросили нас обязательно победить в третьем матче, со сборной Чили, который для нас уже большого значения не имел, но позволял КНДР занять второе место в группе и выйти в четвертьфинал чемпионата. Каждому советскому футболисту и тренерам корейские товарищи вручили в знак благодарности сувенир – бутылку напитка из женьшеня. Деньгами в те времена никто не мотивировал. Только сувенирчики! К слову сказать, чилийцев мы обыграли со счетом 2:1, но и сами северокорейцы отличились, выиграв у итальянцев – 1:0″, — рассказал мне Анзор Кавазашвили.
Из семерых кавказцев в советской сборной 1966 года за нынешним чемпионатом в России будут наблюдать четверо. Троих – Банишевского, Метревели и Месхи – среди нас уже нет. В Москве живут Анзор Кавазашвили, Эдуард Маркаров, в Тбилиси — Муртаз Хурцилава, в Сочи – Георгий Сичинава. Выяснилось, что никого из них — футболистов самой успешной сборной страны за всю историю чемпионатов — на открытие мундиаля в «Лужниках» не пригласили. Чаще других пригласительные на матчи и праздничные мероприятия получает бывший армеец Владимир Пономарев, как активный участник ветеранского движения в футболе, а не обладатель бронзовой медали 1966 года, но и он, как рассказал мне недавно, обычно сидит «где-нибудь в шестом ряду», в то время как в первых красуются функционеры и «известные артисты с пародистами». Вот и отечественный футбол оказался далеко не на «первых местах» в табеле о рангах. Между этими факторами, я убежден, есть прямая связь.