(3.02.2015) 2 февраля 1934 года в Тбилиси родился Отар Иоселиани — знаменитый грузинский режиссёр, сценарист и актёр, человек, который «просто хотел и хочет снимать то, что ему нравится».
Он искал себя в мире музыки даже на механико-математическом факультете МГУ, а нашёл, когда исполнилось почти 30, во ВГИКе.
В 1965 году Отар Давидович окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Александра Довженко. После окончания института он возвратился в Грузию, где снял свой первый полнометражный фильм «Листопад». Картина практически сразу была отправлена на полку, где пылилась в течение долгих лет, несмотря на то, что в 1966 году фильм был удостоен премии ФИПРЕССИ на кинофестивале в Каннах.
Однако первой и наиболее значительной работой молодого режиссёра была картина «Апрель», снятая в 1962 году. Изначально она задумывалась как дипломная работа, но так и не была защищена. Отар Давидович отказался переделывать некоторые, на его взгляд наиболее содержательные эпизоды фильма и ушёл из ВГИКа.
Проработав некоторое время рабочим и даже матросом, он снял документальный фильм «Чугун», который и стал его «долгожданным дипломом». Следующей знаковой работой режиссёра стал фильм «Жил певчий дрозд», история о музыканте, который проживает свою короткую жизнь в бесконечной и бессмысленной суете. Цензоры из Госкино в течение двух лет отказывались выпускать картину, объясняя это тем, что «главный герой настоящий бездельник и порочит доброе имя советского юноши».
«Это документы той эпохи, которая уже никогда не вернётся. Эпохи, которая канула в лету, а документы остались чтобы показать, как жили в то время люди», — так спустя годы Иоселиани описал свои работы советского периода.
В 1982 году режиссёр эмигрировал во Францию.
«Во Франции у меня нет необходимости избегать цензуры, но я по-прежнему продолжаю снимать притчи. Это удобно, ёмко и ближе к философствованию. Притча – это близкий моему сердцу метод, который я привез из Грузии. Это очень древняя форма выражения мысли. Всеобъемлющая модель, охватывающая целую гамму явлений»,- сказал режиссёр в одном из своих интервью.
Есть в фильмографии Отара Давидовича и картина, в которой он подвёл итог 30-летнего пребывания во Франции. Фильм «Фавориты Луны», посвященный Парижу, получил Большой специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля в 1984 году, а также Приз Форума на Берлинском кинофестивале.
В 2011 году на экраны вышла одна из самых успешных картин режиссёра последних лет «Шантрапа». Многие узнали в ней жизненный путь самого Иоселиани. Фильм рассказывает о жизни талантливого грузинского режиссера Нико, которому чиновники не дают снимать то, что ему нравится. Замученный цензурой и бесконечными требованиями переделывать свои фильмы или вырезать оттуда неугодные советской системе фрагменты, герой фильма «Шантрапа» решает уехать жить во Францию. Здесь, в стране демократии, кажется, уже ничто не может помешать художнику-бунтарю творить так, как он хочет. Но на новом месте у Нико появляется новая проблема — выясняется, что здесь его картины никому не интересны, поскольку не могут себя окупить.
Последние месяцы Отар Давидович работает над своей новой картиной «Зимняя песня». Это совместный грузино-французский проект. Фильм не определён конкретной исторической эпохой, это путешествие в разные времена. Премьера картины запланирована на весну 2015 года. Известно, что премьерные показы «Зимней песни» состоятся во Франции и Грузии одновременно.
Источник : Новости-Грузия.