Каковы факторы, осложняющие вступление Грузии в европейские структуры? Первое, что сразу приходит на ум, это изменившиеся геополитические условия, непрогнозируемые игроки, гораздо агрессивный и непрогнозируемый игрок в лице Российской Федерации, стремление «Исламского государства» к созданию халифата. Также необходимо отметить тенденцию перехода от традиционного характера конвенционных войн на неконвенционные войны. Кибер- и информационные войны между государствами стало обыденностью в отношениях между государствами.
Процесс европейской интеграции в Грузии сопровождается сильной антизападной кампанией. Традиционно высокая поддержка общественности вступлению Грузии в НАТО и достойное и высокопрофессиональное участие наших военнослужащих в международных миссиях — два важных фактора, которые укрепляют позиции Грузии в процессе переговоров. Вооруженные силы являются важнейшим элементом нашей независимости и требуется осторожный и ответственный подход к его имиджу, в первую очередь внутри страны, а затем и за ее пределами. Общественное мнение, т.е. воля народа, это тот рычаг, который усиливает позицию политического руководства страны в переговорном процессе. Поэтому и важно не допустить ослабления этих факторов.
В этом процессе со всей мощью проявили себя разные аспекты российской «мягкой силы». В том числе, привлекательные образовательные проекты, хорошо обернутые СМИ, привлекательные экономические и промышленные проекты, и др. Одним из оружий в руках антизападной идеологии является манипулирование ложными ценностями и распространение мифов.
Естественно, интеграция Грузии в ЕС связана с вопросом ценностей, и она имеет культурные и экономические аспекты. Вопрос вступления в НАТО же более ассоциируется с безопасностью и территориальной целостностью. Соответственно, мифы антизападного характера можно сгруппировать по следующим категориям: культурно-религиозные, экономические и связанные с безопасностью.
Согласно одному из мифов, наша культурная идентичность и самобытность в случае евроинтеграции окажутся под угрозой. В действительности, в ЕС лучше всего представлено культурное многообразие стран-членов и государств партнеров. Никто не испытывает там культурного притеснения, борьбу против традиций. Что же касается языка, то в ЕС 24 официальных языков. Грузинский язык, как и культура, фольклор и традиции, смогут найти больше возможностей для развития именно в результате интеграции в европейские структуры. Известный факт, что грузинский язык оказался перед реальной угрозой 14 апреля 1978 года, когда руководство СССР предприняло шаг на отмену грузинскому языку статуса государственного языка. Удар был нанесен именно по грузинскому языку, так как на тот момент церковь, практически, была уничтожена.
Следующий миф связан с ослаблением влияния и силы православной религии. В действительности, в составе ЕС находятся такие важные страны православного мира, как Греция, Кипр, Румыния, Болгария. Соответственно, вступление в ЕС не создавало каких-либо угроз православным церквам вышеуказанных стран. И если такой проблемы не возникало в вышеупомянутых государствах, почему такая угроза должна возникнуть перед Грузией? К сожалению, память нас подводит и в этом случае. Мы забываем перекрашенные и превращенные в оружейные склады церкви, о расстрелянных и репрессированных духовных лицах.
Страх, связанный с однополыми браками, является наиболее актуальным мифом, однако почему это называется европейской ценностью, или «европейской болезнью», объяснений нет. Реально же, в большинстве стран ЕС не разрешены однополые браки. Они не представляют условие вступления в ЕС и не имеют ничего общего с законодательством Евросоюза.
Также очень важны и мифы экономического характера. Один из них связан с потерей возможности торговать другими странами в результате интеграции в ЕС. В действительности же, если Грузия желает сохранить с другими странами свободные торговые отношения (в том числе со странами СНГ), это возможно и после создания пространства свободной торговли с ЕС. У Грузии остается возможность самой определять свое торговое пространство. Несмотря на то, что Грузия может иметь условия свободной торговли с другими странами, она не сможет стать членом созданного с участием любых других стран Таможенного союза. В случае вступления в Таможенный союз, Грузия будет вынуждена вести соответствующую решениям этого союза торговую политики и ввести таможенные тарифы, что сделает невозможным подписание с ЕС двустороннего соглашения о свободной торговле.
Низкая самооценка в том, что наша продукция не сможет стать конкурентоспособной и добиться успеха на европейском рынке также неприемлема. Продукт должен быть качественным в первую очередь для наших сограждан. Что же касается европейского рынка — это рынок 500 миллионов граждан, который также выделяется высокой покупательной способностью и знакомый российский рынок, который открыт для некачественной продукции, не может ему быть противовесом.
Также необходимо выделить мифы, связанные со вступлением Грузии в НАТО. К примеру, интересно мнение о том, что после вступления Грузии в НАТО на нашей территории будут размещены военные базы альянса. Это мнение абсолютно лишено реальности. Во-первых, НАТО не имеет войск. НАТО имеет военную структуру и ее военный потенциал определяется возможностями вооруженных сил входящих в него стран, и в мирное время находятся под управлением командования своей страны. Вместе с тем, вооруженные силы Грузии после вступления сами станут составной частью НАТО и национальная военная базе также будет военной базой НАТО. Во-вторых, какого рода вооруженные подразделения запросит Грузия, где ей понадобится помощь — все это полностью решает национальная власть страны.
Одной из угроз в процессе нашего европейского стремления (как в НАТО, так и в ЕС) воспринимается окончательная потеря оккупированных территорий, что является не только ложью, но и оскорблением.
Естественно, оккупированные Российской Федерацией территории являются серьезным вызовом и препятствием не только для интеграции в европейские структуры, но с точки зрения развития и стабильности страны. В переговорных процессах с международными организациями Грузия представлена в международно признанных границах, включая Абхазию и Южную Осетия. При этом существует факт, что после Второй мировой войны Германия не только была поделена надвое, но и в центре ее столицы, Берлина, была построена разделительная стена. Однако, историческая справедливость была восстановлена, стена пала и объединенная Германия и сегодня является одним из влиятельнейших и сильных государств НАТО и ЕС. Вступление в НАТО является той возможностью, которая дает обеспечение безопасности, укрепление территориальной целостности и повышение стандартов жизни.
Распространяться мифы будут и в будущем. Они появляются там, где низок уровень образования и информированности населения, имеется тяжелый социальный фон и общество предпочитает «привычную беду» новым возможностям.
Факт, что современное евроатлантическое пространство находится под давлением мощной антизападной информационной кампании. Факт, что в противовес этому развивается тенденция большего обсуждения вопросов стратегической коммуникации, однако остается неясным, что такое стратегическая коммуникация. Является ли это коммуникацией нового типа, или это коммуникация, которая приобрела на сегодня стратегическое значение? В обоих случаях необходима консолидация общественных сил и усилия, чтобы привилегия нашего поколения — возвращение Грузии в европейскую семью, стало необратимым.