(8 июля 2020) Ингуши (ГIалгIай) и грузины ( ქართველები — картвелеби) считают друг друга братскими народами. Дружбу этих двух наций можно подавать как истинный образец кавказского братства.
Начнем с того, что вайнахи и картвелы издавна жили рядом с друг другом, пусть и по разные стороны Кавказского хребта. При этом, никак не родственны друг другу.
Как известно, чеченцы, ингуши, бацбийцы, относятся к нахско-дагестанской семье языков. Грузины же, включая мегрелов, сванов, лазов и чанов — к картвельской.
Языков друг друга вайнахи и картвелы не понимают, хотя прослеживается немало параллелей: ქათამი (катами) по-грузински, котам — на чеченском. ვირი (вири) — осел на грузинском, вир — на чеченском. პარასკევი (параскеви) — пятница на грузинском, пӀераска — на чеченском. Жхьара (крест) на чеченском, ჯვარი (джвари) — на грузинском. И т.д.
Древние контакты
Через Кавказские горы между вайнахами и грузинами еще полторы тысячи лет тому назад вовсю шел интенсивный культурный обмен. В грузинских летописях тысячелетней давности сохранились названия западных вайнахов — глигвы, кисты, дзурдзуки.
Есть любопытная версия, что некоторые грузинские горцы, хевсуры, пшавы, суть перешедшие на грузинский язык вайнахи.
Храм Тхаба-Ерды
От грузин на ингушскую землю в X-XIII веках даже двигалось христианство, однако так никогда и не закрепившееся у народа гIалгIай.
Но в память о тех далеких временах в горном Джейрахском районе Ингушетии высится уникальный христианский храм Тхаба-Ерды (Святого Фомы), к строительству которого приложили руку грузинские православные миссионеры.
Есть легенда, что по сей день не найденное захоронение знаменитой грузинской царицы Тамар находится где-то в Ингушетии, которую Тамар так любила. Гробницу легендарной правительницы ныне ищут многие ингушские археологи.
Бацбийцы
В восточной Грузии (селение Ахмета) живет небольшая община бацбийцев (бацой), что считаются средневековыми переселенцами из разоренного врагами ингушского аула Эрзи.
Язык их нахской группы, испытал сильное грузинское влияние. Но все еще удивительно близок и чеченскому и ингушскому. Хотя сами бацбийцы исповедуют не ислам, а православное христианство.
После депортации ингушей и чеченцев (1944 год) в их горные районы принудительно заселили грузинов-хевсуров. Те следили за домами вайнахов, не тронув ни одной вещи. А когда законные хозяева вернулись на родину — грузины передали им все сохранное имущество.
Рассказывают, что в Ростове-на-Дону местные грузины хотели построить православный храм. А участки под него подарили жившие здесь же ингуши.
Грузины и ингуши никогда не воевали друг с другом. Грузины говорят, что ингуши — единственный кавказский народ, ни разу не нанесший им удара в спину…
Стоит отметить, что чеченцы и грузины тоже прежде всегда имели дружественные отношения, подпорченные только войнами в Абхазии и Южной Осетии 90-х и 2000-х годов, в которых нохчий (Басаев, Ямадаевы) были против грузин.