(27 декабря 2017) Китай укрепляет свои позиции благодаря новому мегапроекту Нового Шелкового пути, в основе которого лежат геостратегические интересы. Когда речь идет об экономике, Пекин действует быстро.
В настоящее время большинство продуктов транспортируется в Европу по морю, но КНР ищет альтернативы и рассматривает новые наземные маршруты. Как отмечает Deutsche Welle в материале China’s new ‘Silk Road’ goes straight through the Caucasus, четыре года назад лидер КНР Си Цзиньпин объявил о мегаинициативе ”Один пояс — один путь, включающий различные транспортные коридоры из Китая на Запад; например, через Россию и Белоруссию; или через Центральную Азию, Азербайджан, Грузию и Турцию, а также альтернативные маршруты через Пакистан в Индийский океан, а оттуда — морской путь.
Но проект еще не завершен. Пекин должен инвестировать в Новый Шелковый путь. Премьер-министр Китая Ли Кэцян пообещал в ближайшие годы инвестировать около $3 млрд в инфраструктуру на встрече с 16 коллегами из Центральной и Юго-Восточной Европы. Эти страны остро нуждаются в финансировании — в частности, многие на Балканах чувствуют себя забытыми Европейским союзом, и более тесные экономические отношения с Китаем, хотя они и не являются альтернативой ЕС, весьма полезны.
При рассмотрении Пекином вопроса о том, какие транспортные коридоры должны быть разработаны, Грузия сыграла ключевую роль. Страна станет своего рода узлом для китайских продуктов и не только из-за своего географического положения. По данным Всемирного банка, Грузия предлагает отличные условия для иностранных инвесторов за счет минимальной бюрократии, функционирующих институтов, минимизации коррупции и устойчивого роста.
В июне 2014 года Тбилиси подписал соглашение об ассоциации с Европейским союзом. С мая этого года Тбилиси связан с Пекином соглашением о свободной торговле. Теперь у Грузии есть уникальное торговое преимущество — тесные торговые отношения с Китаем и с ЕС.
Пекин тратит миллионы, чтобы теснее связать Тбилиси с Китаем. Компания The Hualing Group стала крупнейшим инвестором в Грузии. В пригороде грузинской столицы строится специальная экономическая зона с гостиницами, крупнейшим торговым центром на Кавказе, парком развлечений, улицами и многоэтажными жилыми зданиями.
Китай также строит объекты в других городах Кавказского региона. Особое стратегическое значение имеет приобретение и расширение порта Поти на черноморском побережье Грузии. В будущем там также смогут швартоваться более крупные суда, которым необходим глубоководный порт. Китай стал третьим самым важным торговым партнером Грузии.
Между тем, в Тбилиси закрепились и немецкие компании, такие как Knauf и HeidelbergCement. Инвестиции также поступают из соседней Турции, Ирана и даже России, хотя отношения с крупным соседом на севере остаются напряженными с 2008 года.